МБОУ СОШ №13 г.Приморско-Ахтарск, ул.Свободная 113, тел. 8 (243) 3-06-04                          

Департамент образования и науки Краснодарского края

Государственная аттестационная служба системы образования Краснодарского края

Управление образования Приморско-Ахтарского района

Приоритетный национальный проект

 Программа развития

 

1. Краткая аннотация документа

 

Программа развития школы разработана педагогическим коллективом на период с 2006 по 2011 г. В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены

меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для

личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.

Специфика развития школы в данный период определяется тем, что образовательное учреждение с 1 сентября 2005 года  является краевой экспериментальной площадкой  в области профильного обучения, а с сентября 2006 получает статус КЭП в области дополнительного образования и воспитательной работы. В связи с этим  многие положения программы развития школы отражают приоритетные направления развития российского образования в сфере инновационных проектов.

 

2. Информационная справка о школе.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 создана в 1964  году.

Школа включает в себя три ступени.

Первая ступень обучения — начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся —6,5 лет на 1 сентября. Обучение осуществляется по программам для детей младшего школьного возраста.

Вторая ступень обучения— основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Основная ее цель — обеспечение высокого уровня социализации школьников.

Третья ступень обучения — старшая школа: продолжительность обучения 2 года. Она предполагает профильную дифференциацию.

 

Характеристика педагогического коллектива

 

В школе работает 41 учитель. Средний возраст педагогов — 43 года. Средний педагогический стаж —20,5 лет. Средний возраст администрации — 52,4 года.

Имеют высшее образование — ____ учителей (__);среднее специальное образование— 15 учителей (16%); незаконченное высшее— 4 учителя (4%).

Имеют почетные звания:

• заслуженный учитель России — 1;

отличник образования               — 1;

почетный работник образования — 3;

 

Характеристика учащихся и их семей

 

В школе обучается 532 учащихся, объединенных в 24 класса-комплекта. Образовательный процесс осуществляется в две смены. Продолжительность уроков — 40 минут. На первой ступени обучается ___ учащийся, на второй — ___ учащихся, на третьей — ___ учащихся.

 

17  многодетных семей, 53 семьи – малообеспеченные,11 учащихся — опекаемые. 95  неполных семей, 4 неблагополучных семьи. Состоят на учете в ИДН — 5 школьников, на внутришкольном контроле – 13, дети-инвалиды – 17.

Особенности учебного процесса

Школа включает в себя три ступени.

Первая ступень обучения — начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся —6,5 лет на 1 сентября. На первой ступени школы реализуются программы по дидактическим системам. «Школа XXI века», «Школа-2100».

Вторая ступень обучения— основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15—лет. Основная ее цель — обеспечение высокого уровня социализации учащихся. На второй ступени осуществляется дифференцированное обучение школьников и организована

предпрофильная подготовка.

Третья ступень обучения— старшая школа: продолжительность обучения 2 года. Она предполагает профильную дифференциацию, что соответствует принятому в международной практике принципу построения старшего звена школы как предуниверсария. На третьей ступени школы осуществляется профильное

обучение по следующим профилям:

- экономико - математический;  

- социально – математический.    

 

Особенности воспитательного процесса

Воспитательная деятельность осуществляется через реализацию социально-педагогических проектов и работу следующих воспитательных центров: учебно-

познавательного, художественно-эстетического, спортивно-оздоровительного, досугового и реабилитационного.

На протяжении ряда лет в школе развиваются формы ученического самоуправления: детско-юношеский парламент (законодательный орган), советы учащихся (исполнительные органы по возрастным ступеням). Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения; внеурочная деятельность; внешкольная деятельность. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных «пространств», каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребенка. Созда

ние воспитательной среды в рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает:

• корректировку учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин;

• изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе;

• ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях, как «человек», «красота», «добро», «истина», «культура», «отечество», «труд»,

«знание», «здоровье», «мир», «земля», которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания;

• создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информационном пространстве школы.

Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика развития личностных качеств и ключевых компетенции выпускника школы.

 

Характеристика материальной базы школы

 

Образовательный процесс осуществляется в 2 учебных корпусах. В школе имеются стадион,  спортивный зал, тренажерный зал, актовый зал, пришкольный участок,  библиотека, читальный зал, столовая, компьютерный класс.

Основные достижения школы

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13— краевая экспериментальная площадка в области профильного обучения и в области дополнительного образования и воспитательной работы, победитель районного конкурса «Лучшая школа» в 2004-2005 учебном году,

За последние три года с медалями школу окончили золотой медалью – 7,

серебряной медалью – 14.

 

3. Проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспективы ее развития

 

3.1. Характеристика микросоциума школы

 

Микросоциум школы характеризуется следующими признаками:

 

• удаленностью от крупных культурных центров;

• значительным количеством неблагополучных и малообеспеченных семей, многие из которых мало занимаются вопросами воспитания и развития своих детей;

• низким уровнем информационной культуры населения, что связано с отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети;

• несформированностью системы учреждений, обеспечивающих формирование информационной функциональной грамотности населения.

Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят ребята, существенно отличающиеся друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию. Значительная неоднород-

ность нашего ученического контингента и определяет выбор модели школы личностного роста как оптимальной в существующих условиях.

 

3.2. Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы

 

Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы.Изучая социальные ожидания по отношению к школе мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению.

Это:

• государство (Россия, Краснодарский край, которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и администрация Муниципального образования Приморско-Ахтарский район;

• учащиеся;

• их родители;

• педагогическое сообщество.

С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления;

• оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно- нравственного здоровья обучающихся;

• усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, ее интеграции в мировую культуру;

• введение профильного обучения в старшей школе в целях обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся;

обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;

— совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки качества образования;

— информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной

культуры личности.

 

Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:

— возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;

— качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;

— начальную профессиональную подготовку учащихся третей ступени школы;

— интересный досуг детей;

а также создавала условия для:

— удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;

— формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;

— сохранения и укрепления здоровья детей.

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

— было интересно учиться;

— имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;

— была возможность получить качественное среднее образование и начальную профессиональную подготовку;

— имелись условия для освоения современных информационных технологий.

Педагоги ожидают:

— создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

— улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

— создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

 

Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути,

определяют стратегические направления ее развития. Таковыми являются:

 

— модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;

— создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;

— создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;

— внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико - социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

 

Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направ-

лениям явятся показателем достижения нового качества образования.

 

3.3. Проблемы школы и способы их решения

Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения (см. след. таблицу).

 

Проблемы

Способы решения

1

2

1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

Недостаточная осведомленность педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования

Необходимо создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности

Отсутствие механизма комплектования профильных классов. Неразработанность содержания профильного обучения и предпрофильной подготовки

Разработка механизма комплектования профильных классов. Изучение заказа на профильное обучение и создание соответствующих профилей. Конструирование содержания предметов профильного и базового уровней. Разработка системы элективных курсов

Неготовность учителей, работающих на третьей ступени школы, полноценно организовать образовательный процесс в профильных классах

Повышение квалификации учителей, работающих на третьей ступени школы в профильных классах. Разработка собственных методических рекомендаций по организации образовательного процесса в профильных классах и в ходе предпрофильной подготовки

Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения

Апробация и внедрение современных образовательных технологий

Невозможность использования традиционной системы оценивания (5-балльной) учебных достижений учащихся начальной и старшей ступени школы

Поиск и апробация новых подходов к оцениванию учебных достижений учащихся

Сложность апробации новых учебно-методических комплексов ввиду отсутствия полного методического обеспечения

           

            Повышение квалификации учителей, работающих по новым учебно-методическим комплексам

2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса

Личностный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы

Неготовность части учителей работать в условиях эксперимента

Организация постоянно действующего семинара «Методологические основы экспериментальной работы в школе»; разработка и реализация индивидуальных программ экспериментальной деятельности; научно-педагогическое сопровождение учителя в ходе эксперимента

Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик

Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов

Узкопредметная направленность деятельности многих учителей, отсутствие стремления интегрировать деятельность и создавать совместные творческие проекты

Мотивация на разработку индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений, их защита

 

Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, неготовность учителей к реализации технологий сотрудничества

Освоение и внедрение на практике технологии личностной ориентации, сотрудничества, диалога

 

Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив

Унификация как содержания, так и форм деятельности учащихся, ориентация на «среднего» ученика

Внедрение технологий дифференцированного обучения,

развивающего обучения

Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности

Внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения

Знаниеориентированный подход к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся

 

Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками

Отсутствие возможности свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы

Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг

Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, недостаточное внимание к субъектному опыту ученика

Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика

 

3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

 

Неготовность учителей к использованию в образовательном процессе информационных технологий

Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей

Отсутствие необходимой материально-технической базы для развития функциональной информационной грамотности учащихся

Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности школьников

Отсутствие программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательный процесс

 

Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных

технологий. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов

Несформированность сети учреждений, обеспечивающих формирование информационной функциональной грамотности населения

 

Создание в школе системы дополнительного образования, ориентированной на освоение населением персонального компьютера и современных информационных технологий

Низкий уровень информационной культуры населения, связанный с отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети

Использование возможностей школы для предоставления свободного доступа населения к ресурсам глобальной информационной сети

4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально

психолого-педагогического сопровождения учащихся                                          

Низкий уровень включенности педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию учащихся; недостаточная подготовленность

учителей по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников

Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения

Отсутствие специфических критериев оценки деятельности педагогического и медицинского персонала школы по профилактике заболеваемости и

укреплению здоровья учащихся

Разработка системы критериев и показателей качества медико-психолого-социально-педагогического сопровождения учащихся

 

Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровьесберегающего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих физическое развитие школьников

Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьника                                         

Слабая психологическая подготовка учителя; неадекватные восприятие и оценка результатов работы психолога со стороны педагогов     

Психологическое сопровождение деятельности учителя, включающее консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов; информирование учителей о результатах психологических исследований в школе

Неготовность психологической службы школы участвовать в решении задач, стоящих перед педагогическим коллективом

Повышение профессионального методического уровня педагогов-психологов в школе через участие в семинарах, курсах повышения квалификации, научно-практических конференциях, создание программ исследований

Отсутствие методических рекомендаций и практического опыта по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся

Изучение методических рекомендаций по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся; разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения

 

 

4. Концепция развития школы

 

4.1. Миссия школы

 

При формировании концепции будущего нашей школы мы должны прежде всего уточнить свое понимание «миссии» школы, т.е. определить, на реализацию

какой части общего социального заказа мы ориентированы и решение каких проблем считаем приоритетным. И здесь мы исходили из двух позиций: необходимости реализации стратегии модернизации школьного образования и важности удовлетворения

запросов со стороны основных участников образовательного процесса — учащихся, их родителей и педагогов.

Процесс развития школы должен способствовать повышению конкурентоспособности школы, обретению ею своего собственного «лица», неповторимого и привлекательного для тех, к кому оно обращено.

Превращение школы из массовой, общеобразовательной (так называемой школы навыков) в школу личностного роста — это именно тот ориентир, который определяет развитие нашей школы. Поэтому мы стремимся к созданию такого образовательного пространства школы, которое позволит обеспечить личностный рост учащегося и его

подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.

Такая трактовка миссии школы логично подтолкнула нас к выбору модели школы личностного роста, которая, по нашему мнению, способна удовлетворить

образовательные потребности всех субъектов образовательного процесса.

В определении перспектив развития нашей школы мы исходим из того, что развитие, как таковое, не должно заменять функционирование, которое позволяет нам добиваться достаточно стабильных результатов благодаря устоявшимся условиям нашей работы: кад-ровому составу, в целом удовлетворительному состоянию программно-методического и материального обеспечения. Развитие школы, на наш взгляд, должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему наших ценностей, традиций и всего

того, что составляет уклад школы.

4.2. Основные идеи развития школы и предвосхищаемый образ ее выпускника

 

Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений развития школы, являются:

1. Идея обновления образовательного процесса, посредством модернизации основных компонентов образовательной практики (содержания, условий, технологий).

2. Идея построения школы как открытого информационного пространства.

3. Идея личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

4. Идея построения здоровьесберегающей среды в школе.

5. Идея медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

             Выстраивая предвосхищаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника —

это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.

           Выстраивая собственную концепцию развития школы, мы ориентируемся на два взаимосвязанных аспекта: личностный рост учащегося и построение открытого информационного пространства школы. Это логично подвело нас к определению предвосхищаемого образа выпускника школы как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Содержательно наполняя данный образ, мы определили такие его составляющие, как компетенции и качества личности.

Компетенции выпускника могут быть разделены на предметно-информационные, деятельностно-коммуникативные, ценностно-ориентационные. Предметно-информационные компетенции предполагают умение работы с учебной информацией, критическое ее восприятие, преобразование ее из виртуальной в вербальную и наоборот.

Деятельностно-коммуникативные компетенции проявляются в способностях субъектов образовательного процесса к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, анализировать и организовывать деятельность,

принимать рациональные решения.

Ценностно-ориентационные компетенции включают знания о нормах, ценностях, традициях культуры, систему отношений к миру, к себе, к обществу, основанную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях личности.

Показателем сформированности выделенных компетенции являются следующие качества личности:

• духовность, гуманистическая направленность, толерантность;

• мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору;

• коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;

• креативность, созидательность и конструктивность мышления.

Таким образом, развитие школы ориентируется на построение открытого информационного образовательного пространства, которое максимально будет

способствовать становлению выпускника как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

 

5. Основные направления реализации программы развития школы

 

 

Направление 1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

 

Цель. Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика и возможность его полноценного участия в общественной

и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

 

 

Задачи

Условия решения поставленных задач

 

1

2

1. Обновление содержания школьного образования

 

1. Апробация и внедрение новых УМК.

2. Конструирование содержания предметов профильного и базового уровней.

3. Разработка системы элективных курсов.

4. Повышение квалификации учителей, работающих по новым УМК.

5. Повышение квалификации учителей, работающих в профильных классах

2. Внедрение инновационных образовательных технологий

 

1. Апробация современных образовательных технологий.

2. Широкое использование проектной технологии на всех ступенях школы

3. Поиск, апробация и внедрение методов и форм организации образовательногопроцесса в условиях профильного обучения.

4. Разработка учебно-методических материалов для новых форм организации образовательного процесса в старшем звене.

5. Разработка и описание методики организации учебного исследования и проектирования в старшем звене школы.

6. Использование в образовательном процессе различных форм социальных практик  как одного из основных средств, способствующих самоопределению старшеклассника

и приобретению им социальных компетенции

3. Создание системы предпрофильной подготовки

 

1. Изучение социального заказа и создание соответствующей системы профилей

2. Разработка механизмов комплектования профильных классов.

3. Разработка критериев отбора выпускников основной школы на профильную ступень обучения.

4. Создание программы психолого-педагогического сопровождения предпрофильных классов.

5. Отработка механизмов выбора профиля учащимися с привлечением психологической службы школы и специалистов по профориентации

4. Создание гибкой системы профильного обучения на третьей ступени школы

 

1. Создание программы психолого-педагогического сопровождения профильных классов.

2. Установление контактов между школами и другими образовательными учреждениями с целью обмена опытом по вопросам организации профильной школы и различных форм учебного процесса.

3. Разработка программы мероприятий-стажировок и курсов повышения квалификации педагогов по проблемам профильного обучения.

4. Внедрение новых способов стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников и оценивания учебных достижений учащихся.

5. Решение проблемы перегрузок учащихся профильных классов.

6. Обеспечение возможности построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

7. Определение объема содержания профильных и общеобразовательных учебных дисциплин.

8. Установление связей с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования с целью внесения необходимых изменений в различные формы учебного процесса

5. Внедрение новых способов оценивания учебных достижений учащихся на начальной и

старшей ступенях школы

1. Определение и описание критериев измерения учебных достижений учащихся.

2. Разработка способов оценивания учебных достижений учащихся начальной школы.

3. Поиск и адаптация новых подходов к оцениванию учебных достижений учащихся.

4. Включение в содержание обучения методов самоконтроля и самооценивания.

5. Приведение в соответствие требованиям и процедуре единого экзамена форм и методов текущей и итоговой аттестации школьников.

6. Разработка требований к организации объективной системы текущего контроля, адекватной специфике старшей профильной школы.

7. Разработка системы оценивания учебных достижений учащихся по профильным и непрофильным курсам, а также элективным курсам

 

Направление 2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса

 

Цель. Достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенции учащихся и профессиональной компетентности педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

 

Задачи

Условия решения поставленных задач

1. Осуществление курсовой подготовки и переподготовки учителей

 

1. Организация стажировок, курсов повышения квалификации педагогов, направленных на разработку проектов социальной и профессиональной направленности.

2. Проведение в рамках школьных методических объединений разноуровневых и интегральных курсов по изучению проблем профильной школы

2.Совершенствование научно-методической службы школы

 

1. Совершенствование системы внутришкольного контроля.

2. Организация работы «Школы молодого учителя».

3. Организация «Школы повышения мастерства».

4. Организация методического фестиваля кафедр.

5. Разработка индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений и их защита

3. Организация научно- педагогического сопровождения учителя в условиях эксперимента

 

 

1. Организация постоянно действующего семинара «Методологические основы экспериментальной работы в школе».

2. Разработка и реализация индивидуальных программ экспериментальной деятельности.

3. Повышение компетентности педагогов в процессе включения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу.

4. Консультирование научным руководителем учителей по индивидуальным проблемам исследования

4. Научно-психологическое сопровождение деятельности учителя

 

1.Консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов.

2. Информирование педагогов о результатах психологических исследований.

3. Повышение профессионального методического уровня педагогов-психологов в школе через участие в семинарах, научно-практических конференциях; создание программ исследований; повышение квалификации.

4. Изучение, обобщение методических рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения участников эксперимента (учащихся и педагогов).

5. Организация и проведение совместно с членами педагогического коллектива комплексного мониторинга воздействий всех инноваций экспериментальной работы в

школе на здоровье, психофизиологические показатели, психолого-педагогические характеристики обучающихся.

6. Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для школьников с особыми образовательными потребностями.

7. Консультирование и оказание помощи учителям в организации взаимодействия между учениками в ходе учебного процесса и в период проведения досуга.

8. Содействие педагогическому коллективу в обеспечении психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

9. Формирование у педагогов, школьников и их родителей потребности в психологических знаниях и желания использовать их в своей деятельности

5. Внедрение современных образовательных технологий

 

1.Внедрение технологий дифференцированного и развивающего обучения.

2. Внедрение технологий проблемного, проектного и игрового обучения.

3. Создание условий для свободного выбора и самореализации ученика в образовательном процессе посредством внедрения вариативных программ, учебников, технологий

4. Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъектного опыта ученика        

6. Целенаправленное формирование ключевых компетенции

 

 

1. Реализация технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества,

2. Усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и его культуру.

3. Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

4. Предоставление учащимся реальных возможностей для участия в общественных и творческих объединениях

 

Направление 3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

 

Цель. Интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществить сбор, хранение, передачу и обработку информации, имеющей учебную и социокультурную значимость для школьников. Предоставление свободного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса и населению.

 

Задачи

Условия решения поставленных задач

 

1. Подготовка учителей к использованию информационных технологий в образовательном процессе и формированию функциональной информационной грамотности учащихся школы

1.Освоение педагогами персональных компьютеров и информационных технологий.

2.Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий.

3.Внедрение информационных технологий в образовательную практику.

4.Целенаправленная работа по формированию функциональной информационной грамотности учащихся

2. Создание банка программно-методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс и вхождение  в глобальное информационное про-

странство

1.Создание материально-технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса.

2. Укрепление и совершенствование технического оснащения образовательного процесса.

3.Создание банка программно-методических материалов.

4. Подбор мультимедиа-программ, пособий, учебников для эффективной работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс школы.

5. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов в образовательном процессе

 

3. Создание в рамках школы системы дополнительного образования,

обеспечивающей необходимый уровень информационной культуры

населения микрорайона и свободный доступ к глобальной информа-

ционной сети

1 .Усиление кадрового потенциала педагогов, обеспечивающих реализацию дополнительных образовательных услуг в сфере информационных

технологий.

2. Расширение связей с учреждениями дополнительного образования, педагогическими

3. Введение в открытое информационное образовательное пространство школы интегральной модели дополнительного образования, которая соединит образовательную практику школы и социокультурные инициативы

 

 

 

 

Направление 4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся

 

Цель. Обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе.

 

Задачи

Условия решения поставленных задач

1. Создание службы ме-

дико-психолого-социаль-

но-педагогического со-

провождения учащихся

 

 

1. Разработка и реализация комплексной программы построения здоровьесберегающей среды школы.

2. Разработка системы физического воспитания, основанной на индивидуально-типологическом подходе.

3. Валеологическое образование педагогов по программе здоровъесберегающей педагогики.

4. Сотрудничество школы и медицинских учреждений в решении проблемы реабилитации здоровья учащихся.

5. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения

2. Мониторинг динамики

психофизического разви-

тия учащихся и условий

для сохранения и разви-

тия здоровья школьников

1. Разработка системы критериев и показателей качества медико-психолого-социально-педагогической работы по реализации идей здоровьесбережения.

2. Организация мониторинга состояния здоровья школьников

3. Внедрение технологий

здоровьесбережения и

создание здоровьесбере-

гающей среды в школе

 

1. Разработка и проведение мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни школьников (внедрение сбалансированного разнообразного питания; мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения и т.д.).

2. Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, их родителей, педагогов

4. Разработка технологий

медико-социально-психо-

лого-педагогического

сопровождения учащихся

 

1. Обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей.

2. Создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении

3. Формирование у обучающихся и воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию.

4. Профилактика и преодоление отклонений в психологическом здоровье учащихся

выявление условий, содействующих сохранению здоровья школьников

5. Создание системы

медико-социально-психо-

лого-педагогического сопровождение учащихся

в ходе профильного обу-

чения и предпрофильной

подготовки

1. Изучение потребностей учащихся и запросов их семей при организации профилей.

2. Разработка методики отбора в профильные классы разной направленности.

3. Создание психолого-педагогической поддержки школьников в период адаптации к новым условиям обучения в старшем звене.

4. Разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофиля и профиля.

5. Осуществление профориентации и профессионального самоопределения с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика