Безусловно, важно, чтобы каждый ребенок пошел в школу физически
подготовленным. Однако не менее
необходима особая психологическая готовность к новым условиям
жизнедеятельности. Связано это с изменением
социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной
деятельности в младшем школьном возрасте. Составными компонентами
психологической готовности к школе являются личностная, волевая и
интеллектуальная готовность.
К 6-7 годам ребенок должен хорошо знать
свой адрес, название города или деревни, где он проживает, название нашей
страны, ее столицы. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и
отчества своих родителей, кем они работают, и понимают, что их бабушка- чья-то мама: отца или матери. Они ориентируются во
временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы, дни
недели, текущий год. Знают основные виды деревьев, цветов, дифференцируют
домашних и диких животных, т. е. они ориентируются в пространстве, во времени и
ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни,
дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные
отношения, обобщать, делать выводы.
Ребенок
должен быть готов к социальной позиции школьника. Важно, чтобы школа привлекала
его своей главной деятельностью – учением. Необходимо формировать у ребенка
такие личностные качества, которые бы помогли ему легко войти в контакт с
одноклассниками в школе, с учителем. Умение ребенка войти в детское общество,
действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости,
чувство товарищества – качества, которые обеспечивают ему безболезненную
адаптацию к новым социальным условиям.
Если ребенок не
готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого
запаса умений и навыков, достаточного уровня интеллектуального развития ему трудно в школе.
Формированию у ребенка волевой
готовности следует уделить особое внимание. Ведь его ждет напряженный труд, от
него понадобится умение делать не только
то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный
режим, программа. Чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно
волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной
деятельностью – вниманием, мышлением, памятью.