Родителям о формировании учебной активности
Родители волнуются, как
ребенок будет учиться, захочет ли, справится ли с трудностями. За разъяснениями
можно прийти на консультацию к педагогу-психологу. Тогда важным в беседе должна
быть тема освоения новой для ребенка позиции ученика и формирование воли к
преодолению трудностей. Они создают важную привычку, которая пригодится и в
будущей взрослой жизни, - "включение" учебной активности всегда,
когда это необходимо.
С поступлением в школу ребенок встречается с
новым для себя видом активности - учебной. Конечно, он уже в детском саду
знакомится с ней, но в дошкольном возрасте основным источником развития
выступает игровая деятельность - она занимает основную часть времени. В школе
же эту функцию начинает выполнять деятельность учебная. Именно через нее у
ребенка происходит развитие личности и познавательной сферы.
Важно помнить, что учеба - это первая
продуктивная деятельность ребенка. Можно назвать ее предпосылкой к трудовой
деятельности в будущей взрослой жизни. Действительно, ребенок осваивает знания
и умения, необходимые для жизни в обществе.
Не зря многие дети называют школу своей
работой, а учителя хвалят их: "Хорошо потрудились!". Однако период
учебной активности не заканчивается в детстве. Без нее трудно представить и
жизнь современного взрослого. Можно сказать, что через всю свою жизнь человек
проносит опыт применения тех учебных навыков, которые прививаются в младшем
школьном возрасте.
Почему же некоторые люди, пройдя школу, не
хотят учиться дальше, не могут этого делать?
Дело в том, что просто посещение ребенком
школы не гарантирует появления у него учебной активности. Чтобы это произошло,
необходимы определенные шаги, которые должен сделать ребенок сам или с помощью
взрослых.
Освоение позиции школьника
Первый шаг ребенка на пути формирования
учебной активности -освоение позиции школьника.
Взрослые часто недооценивают как значимость, так и сложность этой ступени.
Поэтому постараемся обрисовать ее ярче. Что включает в себя позиция школьника?
Первое - это умение слышать
учителя, т. е. не только воспринимать то, что он говорит но и осуществлять
действия, которые требуются от школьника.
Это называют умением выполнять инструкции или
принимать правила урока и следовать указаниям учителя. Но иногда дети начинают
выполнять задания, не дослушав инструкцию, а некоторые слушают ее, но потом
забывают или же торопятся и пропускают нужные
действия. Одним детям трудно сосредоточиться на том, что от них требуется, и
это называют невнимательностью; другим -сложно
справиться со своим "хочу делать по-своему". Поэтому следовать
инструкции преподавателя ребенок учится в первые
месяцы школьной жизни.
Второй компонент позиции
ученика - наличие у ребенка стремления справляться с учебными трудностями.
Подчеркнем, что речь идет не об умении преодолевать сложности (это будет
происходить позже), а о самом стремлении, т. е. желании и старании всеми силами
выполнить тяжелое задание, даже если придется пробовать несколько раз, просить
помощи у взрослого - но не бросать его. И к тому же не переживать слишком
сильно, не создавать себе стрессовую ситуацию и не болеть от этого. К примеру,
если ребенок, сделав ошибку в ответе на вопрос учителя, перестал поднимать
руку, то именно такого стремления у него и не хватает.
Третий компонент позиции школьника
связан с тем, что обучение происходит в условиях класса. Значит, детям
необходимо уметь не только отвечать, но и выслушивать других. А это не так
интересно, как говорить самому - нужно заставить себя подождать, пока учитель
спросит, даже если ребенок знает ответ, который просто срывается с языка.
Некоторые дети в таких ситуациях даже поначалу обижаются на учителя или
одноклассника: "Почему меня не спросили первым?", "Почему его, а
не меня?". А порой они почти вываливаются из-за парт с тянущейся вверх
рукой, выкрикивая: "Я, я!". Необходимы время, большая работа как педагогов, так и самих детей, чтобы последние
научились принимать во внимание интересы друг друга.
Важно и умение слушать то, что скажет
одноклассник, иначе материал урока будет восприниматься с большим трудом. К
примеру, учитель часто просит детей несколько раз повторить правило, чтобы они
его лучше запомнили. Тот, кто в это время будет играть с линейкой или
отвлекаться на что-то еще, а не слушать ребят, правило на уроке не выучит, и ему
придется это делать дома.
Несмотря на то, что формируется и проявляется
позиция ученика в школе, она важна и для родителей. Ведь ее фундамент -
особенности взаимодействия с ребенком в семье до школы. Если бы это было не
так, то без ответа остался бы вопрос: почему в одном классе у одного учителя у
некоторых детей позиция ученика формируется легко и быстро, а у других -
медленно и трудно? Оптимально такое взаимодействие в семье, которое
обеспечивает ребенку баланс между необходимостью приспосабливаться к
требованиям и правилам взрослых и возможностью заявлять открыто о своих
желаниях, т. е. между "надо" и "хочу".
К примеру, когда дошкольник хочет играть,
поздно ложиться спать, покупать новые игрушки или есть сладости, то это
нормально, если вместе с тем он будет
самостоятельно одеваться, убирать свои вещи, ложиться спать вовремя и помогать
взрослым. Ведь выполнение всех этих "обязанностей" - с одной стороны,
важный вклад ребенка в «копилку» уверенности в себе, с другой - одна из
существенных предпосылок умения преодолевать трудности в школе.
Посмотрите внимательно на своего ребенка: чего
у него больше - "хочу" или "надо"? А может быть, уже есть
баланс?
После усвоения ребенком позиции школьника
следующий шаг в формировании учебной активности - волевое развитие. И для этого
ему предстоит сделать даже не шаг, а рывок.
Развитие воли ребенка
Часто воспитатели в детском саду, а затем и
педагоги в школе жалуются родителям на ребенка: не сидит спокойно, не
доделывает задание до конца, выкрикивает с места, разговаривает с соседом на
уроке. Иногда они прямо утверждают, что у ребенка не сформировано волевое
поведение. Так что же это такое, и как оно должно развиваться?
Сразу оговоримся, что речь идет только об
абсолютно здоровых детях. Дело в том,
что нередко физиологические особенности ребенка, обычно называемые гиперактивностью, имеют проявления, схожие с волевым
поведением. Не будем их рассматривать, т. к. гиперактивность
имеет не только психологические причины.
Это важно учитывать, поскольку в младшем
школьном возрасте воля ребенка бурно развивается. С одной стороны, для этого
появляются физиологические предпосылки - укрепляется нервная система и увеличивается
инертность нервных процессов, необходимых для волевого поведения. С другой -
это диктуется необходимостью школьного обучения.
Конечно, истоки волевого поведения лежат в
более раннем детстве. Уже на третьем году жизни у малышей обнаруживается самообладание.
Оно заключается в отказе от чего-либо приятного, а
также в решимости сделать нечто неприятное, если необходимо. Это первое
самостоятельное проявление ребенком силы воли.
С 4 лет развивается контроль своих действий.
На 4-5-м году жизни у детей проявляется послушание, обусловленное
пробуждающимся у них чувством обязанности и, если он не выполнил то, что от
него требовалось, чувством вины перед взрослым. В старшем дошкольном возрасте
ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: начинает брать на себя
обязанности и действовать из сознания необходимости довести дело до конца.
Однако, как говорилось выше, настоящий рывок в
волевом развитии приходится на младший школьный возраст. Рассмотрим, при каких
условиях он возможен, и как родителям поддержать ребенка в это время.
Необходимо развивать не абстрактную "силу
воли", а конкретные компоненты воли, причем делать это поэтапно. Ни в коем
случае нельзя пропустить зачатки мотивации ребенка
к проявлению волевого поведения. Взрослые
часто забывают о том, что малышу делать это трудно, неинтересно и не нужно. В
некоторой степени это напоминает ситуацию с приучением к опрятности, когда
требуемое поведение необходимо скорее взрослому, чем ребенку. Поэтому важно,
чтобы он сам захотел иметь сильную волю и узнал, в каких конкретных действиях
она проявляется, например, не выкрикивать на уроках, а ждать, пока спросят, и
т. п.
Два компонента воли
Воля - многогранное понятие. Обычно в ней
выделяют два компонента. Первый компонент воли - умение сдерживать непосредственные
импульсы и желания в связи с требованиями социального окружения, т. е.
сознательное управление своими действиями.
Если говорить о первокласснике, то уже в
начале учебы перед ним встанет громадная "корзина" школьных правил,
которые необходимо усвоить, причем достаточно быстро. Как поднимать руку, когда
хочешь ответить? Как проситься в туалет на уроке? Что делать, когда звенит
звонок? Сколько клеточек в тетради отступать после домашней работы, а сколько -
между примерами? Мы пробовали подсчитать количество правил, которые ребенок
должен сначала просто запомнить, а потом и научиться выполнять, - нам это не
удалось.
Одна из главных трудностей,
с которой сталкиваются дети, особенно активные, - невозможность высказаться на
уроке всегда, когда хочется. Действительно, когда ребенок знает ответ,
он тянет руку, но в классе много учеников, и приходится ждать, когда до него
дойдет очередь. Активиста начинают ругать за выкрики: "Ты не один в
классе", - и есть вероятность того, что он перенаправит свою энергию от
учебы на что-либо другое, например щипание за бок своего соседа.
Начальный этап развития воли - тренировочный:
ребенку дают игровые задания, с которыми он может успешно справиться и проявить
волевое поведение. Главное - помочь первокласснику поверить, что он способен их
выполнить. И только после этого можно переходить к стимулированию ребенка
проявлять данный аспект волевого поведения в реальной жизни. Когда
оно автоматизируется, можно "запускать" следующий аспект по той же
схеме - постановка цели, мотивирование, тренировка, подведение итогов, т. е.
поощрение ребенка, постоянная фиксация его маленьких побед.
Конечно не стоит
ожидать быстрых результатов. Контроль взрослых за проявлением волевого
поведения от 1-го к 4-му классу должен снижаться, но не исчезать полностью.
Важно помнить, что если взрослый говорит "нельзя", но ребенок
продолжает выполнять запрещаемое действие, а после слов «надо делать уроки» он
убегает, и невыполнение требований остается для него без последствий, - нужный
стереотип волевого поведения не вырабатывается.
Следует учитывать, что ребенку гораздо труднее
подчиниться требованию не делать что-либо, чем
указанию делать что-то другое. Поэтому взрослым целесообразнее выражать свои
требования не в негативной, а в позитивной форме: "Ты уже большая девочка,
покажи, как ты это умеешь делать".
Также важно, что групповой (командный)
соревновательный мотив стимулирует проявление силы воли в большей мере, чем
индивидуальный. Поэтому если в семье несколько детей, можно придумать игровые
соревновательные формы развития воли.
Не менее чем способность управлять своим
поведением, важен второй компонент воли - умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить дело до
конца. Действительно, в школе ребенок встретится с разными учебными заданиями.
Одни ему будут интересны, он легко их выполнит и получит похвалу взрослых.
Другие окажутся не только менее интересными, но явно скучными и сложными,
например, написание одного и того же крючочка на целую строчку - напрягается и
затекает рука, ведь нужно выдержать наклон, размер и форму крючков. Некоторые
не будут получаться, и захочется их бросить. И как раз умение доводить дело до
конца, сталкиваясь с трудностями в учебе, начинает формироваться с помощью
взрослых именно в первом классе. Обычно данный процесс происходит непросто.
Одна из причин - отсутствие у детей психологической готовности к школе как к
месту, где нужно преодолевать трудности.
В связи с этим полезно прочитать с ребенком и
обсудить следующую сказку.
Жил-был на белом свете
котенок Маша. Вы скажете, что так не бывает, что котят называют Васьками или Мурзиками, но нашего котенка звали именно Маша. И был он
самым обычным котенком: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил
ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. И как все малыши, он
постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему многое узнать.
Узнать, почему дует ветер, как работает телефон, отчего звезды не гаснут, и
куда солнышко спать ложится. И тогда решил Маша уйти из своего уютного дома,
чтобы бродить по белу свету и искать Знание.
Долго ли, коротко ли бродил котенок по полям,
по лесам, но дошел он до избушки на курьих ножках. И встретила его там бабуля -
то ли Яга, а то ли не Яга. Да это и не важно. Важно то, что есть она его не
стала, а указала ему путь-дорогу к знанию, да еще и о трудностях этого пути
предупредила. И вот что она ему рассказала.
Начало у этой дороги гладкое, ровное и
праздничное. Цветы, подарки вдоль нее уложены. Вступаешь на нее и радуешься,
что весь путь к Знанию можно легко, весело и быстро пробежать. Но не ведаешь,
что скоро начнутся скалистые и льдистые горы, на которые карабкаться изо всех
сил придется. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.
Первая гора называется "Трудно". И
действительно очень трудно по ней подниматься, и все хочется бросить. Так же
трудно, как трудно буквы писать или же читать учиться.
И кажется, что ничего не получится. Но ты помни мою
подсказку: "Если трудно - смелей и старайся сильней". Шепотом ее
проговаривай и тогда одолеешь ты эту гору и научишься справляться с
трудностями. Подойдешь тогда к другой горе.
Она называется "Скучно". И вроде бы
легко по ней подниматься, но так же скучно, как,
например, буквы по строчке аккуратно писать. И так хочется все бросить,
вскочить с места, побежать, поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою
подсказку: "Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться
быстрей". И тогда научишься справляться со скукой и подойдешь к третьей -
самой крутой горе.
Очень тяжело по ней подниматься и больно
падать. Называется она "Неудача". Вроде бы и все получается, но
ошибки в пути постоянно закрадываются, и неверные тропы сами собой выбираются.
И все вокруг, даже ветры ругают тебя за ошибки. А солнце так сердится, что
грозится зайти за тучу. А деревья вокруг тропы, будто, "двойки"
выстраиваются и шепчут: "Поделом тебе за ошибки твои". Но ты заучи
мою подсказку: "Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться, буду я на
ней учиться, не расстраиваться". И тогда преодолеешь ты и эту гору и
станешь Ученым Котом, котом-пятерочником.
Поблагодарил котенок добрую бабушку и уверенно
зашагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит
долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет
другим котятам, слонятам, мышатам и всем ребятам, которых встретит на пути. И
будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много
знать и очень радостно знать, как помогать людям.
С возрастом сложность предъявляемых ребенку
требований должна возрастать. В этом случае он сам убеждается в том, что с его
увеличившимися потребностями считаются, т. е. признают его самого уже
"большим". Однако при этом надо учитывать и меру трудностей, которые
придется преодолеть ребенку, и не превращать развитие его волевой сферы в
самоцель, в скучное и нудное занятие.
В жизни встречаются две воспитательные
крайности, каждая из которых таит в себе серьезную опасность. Первая
заключается в том, что ребенка изнеживают, расслабляют его волю, избавляя от
необходимости прилагать любые усилия. Между тем готовность к применению усилий,
чтобы достичь результата - совершенно необходима в жизни, но она не дается сама
собой, к ней нужно приучать. Когда дело совершенно не привычное, оно кажется
непосильным, и лишь привычка облегчает его выполнение. Другая, тоже не малая
опасность заключается в перегрузке детей слишком трудоемкими заданиями. Обычно
они не выполняются, и создается привычка бросать начатое, а для развития воли
нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило